Воспоминания Д.С. Лихачёва о гимназиях.
«О гимназии и реальном училище К.И.Мая не буду повторять всего того хорошего, что о ней уже сообщалось; отмечу только, что школа эта сыграла большую роль в моей жизни. Я чувствовал там себя прекрасно и, если бы не трудности в дороге, не мог бы и желать лучшего.
Я взрослел и был как раз в таком возрасте, когда особенно тяжело переживаются военные неудачи. Обсуждение военных неудач и всех возмутительных неурядиц в правительстве и в русской армии занимало изрядное место в вечерних семейных разговорах, тем более что всё происходившее было как будто тут же, рядом. Распутин появлялся в ресторанах и домах, которые я видел, мимо которых гулял, солдат обучали совсем рядом на любой свободной площадке, спектакли в Мариинском театре начинались с томительного исполнения всех гимнов союзных России держав и, прежде всего, с Бельгийского гимна Барбансон. Национальное чувство и ущемлялось и подогревалось. Я жил известиями «театра военных действий», слухами, надеждами, опасениями.
Школа К.И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой жизненный, я бы сказал, мировоззренческий опыт. Класс был разношерстный. Учился и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна, и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные. Старый майский преподаватель Михаил Георгиевич Горохов обучал нас два года перспективе почти как точной науке; преподаватель географии изумительно рассказывал о своих путешествиях и по России и за границей, демонстрирую диапозитивы; библиотекарь умела порекомендовать каждому своё. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провёл у Мая с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером - как много всё это значило для нас, мальчиков!
Учителя не заставляли нас выдавать «зачинщиков» шалостей, разрешали на переменах играть в шумные игры и возиться. На уроках гимнастики мы главным образом играли в активные игры - такие, как лапта, горелки, хэндбол («ручной мяч»). На школьные каникулы выезжали всей школой в какое-то имение на станцию Струе-белое по дороге на Псков. Мы выпускали разные классные журналы и даже писали и размножали собственные сочинения в духе повестей Буссенара и Луи Жаколио без преподавательского надзора.
Я жалею, что не мог ходить на все вечерние занятия и школьные кружки, - уж очень трудная была дорога в переполненных трамваях».
Из школы Лентовской.
«Первое время после переезда на казённую квартиру на Петроградской стороне я продолжал учиться у Мая. В ней я пережил самые первые реформа школы, переход к трудовому воспитанию (уроки столярного искусства сменились пилкой дров для отопления школы), к совместному обучению мальчиков и девочек (к нам в школу перевели девочек из соседней школы Шаффе) и.т.д.
Меня перевели поблизости в школу Лентовской на Плуталовой улице, и снова я попал в замечательное училище. Сравнительно со школой Мая «Лентовка» была бедна оборудованием и помещениями, но была поразительна по преподавательскому составу. Школа образовалась после революции 1905 года из числа преподавателей, изгнанных из казённых гимназий за революционную деятельность. Их собрала театральный антрепренер Лентовская, дала денег и организовала частную гимназию, куда сразу стали отдавать своих детей левонастроенные интеллигенты. У директора (Владимира Кирилловича Иванова) в директорском его кабинете была библиотечка революционной марксисткой литературы, из которой он до революции секретно давал читать книги заслуживающим доверия ученикам старших классов.
Между учениками и преподаватели образовалась тесная связь, дружба, «общее дело». Учителям не надо было наводить дисциплину строгими мерами. Учителя могли постыдить ученика и этого было достаточно, чтобы общественное мнение класса было против провинившегося и озорство не повторялось. Нам разрешалось курить, но не один из аборигенов в школе этим правом не пользовался.<…>
В школе Лентовской поощрялось собственное мнение учеников. В классе часто шли споры. С тех пор я стремлюсь сохранить в себе самостоятельность во вкусах и взглядах».
Сайт управляется системой
uCoz