"Гимназическое образование и его влияние на формирование личности: опыт, традиции, перспективы"
 Понятия и термины   Приложение  Контакты  Альбом
  Введение
  Философия
  образования
  Гимназическое
  образование:
  экскурс в историю
  История и
  традиции
  гимназии №524
  Заключение
  Интернет
  в гуманитарном
  образовании
 
    На главную

 
  

                   Костюм гимназиста                                                                                          Просмотр слайдов

Иллюстрация к роману А.И.Куприна ``Кадет``
А.Н.Толстой в детстве Миша и Митя Лихачёвы (1912)
Н.Д.Туберовский. Подготовительный класс Красноярский гимназист.Начало XX в.Гимнастерка  синего цвета, брюки - черного
И.Соллертинский - ученик Третьей Санкт-Петербургской гимназии (1911) Н.Д.Туберовский, гимназист Третьей Санкт-Петербургской гимназии
Фуражка с эмблемой ``СПб3Г`` - Третьей Санкт-Петербургской гимназии М.А.Бекетова (1870-е) А.Блок с друзьями детства (1894) Экскурсия в лес учениц I женской гимназии в районе села Торгашино : май 1890-е г. Маяковский-гимназист среди родных
А.Г.Достоевская с детьми (1880-е) Семья золотопромышленника Юдина Г.В.Около него стоит сын в гимназической форме  (1907 г.)
Полина Ныркова 11в Настя Смирнова 11а Выпускники гимназии (2003)
  Форма учащихся как средних, так и высших учебных заведений, как правило, имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами.

  Головы гимназистов украшали светло-синие фуражки с черным козырьком. Канты на фуражках: в 1-й - красные, во 2-й - белые, в 3-й - голубые . Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г" (например, "СПБ.3.Г." или "М.5.Г."). Фуражки гимназисты носили зимой и летом. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык (капюшон) цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

   Каждодневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Брюки у гимназистов были черные, без канта. Ботинки - черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.

   Гимназисты имели также выходную форму - мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнем, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.

   Постоянным атрибутом гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. В старших классах книги и тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые двумя кожаными ремешками.

   Учителя и прежде всего надзиратели строго настаивали на последовательном соблюдении всех правил ношения костюма. Малейшее нарушение - расстегнутый воротник, плохо пришитые, а тем более неначищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца - сурово преследовалось.
   Различного рода наказания - записи в журнал, оставление без обеда, жалобы родителям, снижение балла по поведению - должны были, по мнен ию администраторов, побудить детей соблюдать требования к ношению гимназического костюма.
   О связанных с формой страданиях гимназиста Темы Карташева подробно рассказывает Гарин Михайловский в повести "Гимназисты". Гимназическая форма - предмет гордости и забот Темы. Она символизирует для него систему ценностей, к которой он приобщается. Собираясь в женскую гимназию, делегаты гимназистов полчаса приводили в порядок свой костюм. (Кассиль Л.А. Три страны, которых нет на карте. М., 1970, С.161).

   Но наряду с жесткими официальными регулятивами во всех гимназиях России культивировались и соблюдались совсем иные, прямо противоположные правила ношения костюма. Гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, не сделавший этого, жестоко преследовался товарищами. Этот шаг объяснялся тем, что гимназист, совершивший проступок, мог скрыться от надзирателя или полицейского. Вместе с тем в каждом городе бытовали свои "причуды моды". В Москве гимназисты старших классов ходили с не застегнутой на пуговицы шинелью, что категорически запрещалось и преследовалось. Перевертывалась, пряталась бляха ремня с той же целью - остаться анонимом в критической ситуации, раствориться среди гимназистов. "На мне серая суконная блуза с маленькими посеребренными пуговицами и такие же серые брюки; подпоясан я кожаным ремнем с медной посеребренной бляхой, на которой те же инициалы. Через несколько месяцев я научусь драться этим ремнем и перевертывать бляху так, чтобы не было видно "К2Г". (Блонский П.П. Мои воспоминания.)
   Гимназистам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного и никакого другого цвета. Однако среди гимназистов верхом франтовства считалось ношение именно разных по цвету брюк и костюма. Это свидетельствовало о самостоятельности и взрослости гимназиста, и решались на это лишь ученики старших классов гимназии. Ношение ранца в гимназии было обязательным, за этим следили надзиратели и строго наказывали тех, кто этого правила не соблюдал. Восхищение вызывал гимназист, который приходил на занятия без ранца да еще искусно выпутывался из создавшейся ситуации. Так, во второй Киевской гимназии, где учился П.П.Блонский, можно было оставлять ранец у сторожа и при проверке доказывать, что он на месте. "Это было, - вспоминал П.П.Блонский, - лишним шансом привлечь благосклонность гимназисток. Но как билось сердце, когда подходили к воротам гимназии: не заметили бы! И сколько ухищрений и подкупов сторожей было, чтобы это нарушение формы сошло с рук". ( Там же. С.35.)
   В соответствии с правилами, ученикам гимназии запрещалось посещать целый ряд учреждений, таких как: театр оперы, маскарады, балы, кофейни, бильярдные. В документах бывшей гимназии встречаются несколько записей о том, что гимназисты были замечены на улицах города позднее 19 часов. Гимназистам разрешалось посещать театр, цирк, концерты, вечера, загородные общественные сады и места прогулок. Гулять улицами города гурьбой вообще запрещалось. Бывшие улицы Дворцовая и Большая Перспективная считались не совсем хорошим местом для прогулок гимназистов, так как здесь, в основном, прогуливались ученики коммерческих училищ, которые своим не совсем образцовым поведением могли влиять на других учеников. Для прогулок были выделены места: сад возле женской гимназии, кавалерийский бульвар и прочие. Ученикам гимназии разрешалось посещать: детские публичные вечера, концерты, зимний каток.
   Повседневные платья учениц шили из забытой теперь шерстяной материи - камлота (camelot). Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти - голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати - серые. Старшие ходили в белых. Платья были закрытые, или, как говорили тогда, "глухие", одноцветные, самого простого покроя. Их украшал только белый передник и цветной поясок

  Единожды введенная форма одежды постоянно менялась в деталях, крое, но была обязательной вплоть до 1917 года.

Сайт управляется системой uCoz