"Гимназическое образование и его влияние на формирование личности: опыт, традиции, перспективы"
 Понятия и термины   Приложение  Контакты  Альбом
  Введение
  Философия
  образования
  Гимназическое
  образование:
  экскурс в историю
  История и
  традиции
  гимназии №524
  Заключение
  Интернет
  в гуманитарном
  образовании
 
    На главную

 
  

Введение


Музыкальное сопровождение
   Эпоха на стыке веков, а тем более тысячелетий, - для осознающего себя человечества - это всегда перелом, переоценка, взгляд, обращенный одновременно и в прошлое, и в будущее. Оценивая нынешнюю эпоху как кризисную во всех сферах человеческого бытия, следует думать о том, что всякий кризис, разрушаясь, приводит к качественно новому состоянию жизни, и человеку, как существу мыслящему, свойственно прогнозировать и разумно направлять её ход. В истории человеческих цивилизаций образование играло и продолжает играть ключевую роль. Уровень образования является критерием уровня развития цивилизации. В подтверждение этой мысли приведём цитату из книги Б.С. Гершунского "Философия образования": "Именно образование принципиально "работает" на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, следовательно, в конечном итоге, - экономический, нравственный и духовный потенциал общества, цивилизации в целом". Кризис современной реальности неизбежно привёл к кризису образования, к необходимости его концептуальной переориентации. Как было отмечено во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века в Париже в 1998 году, перед образованием стоят грандиозные задачи, требующие его радикального преобразования и обновления, подвергать которым его ещё никогда не приходилось . Это обусловлено, по словам А.С. Запесоцкого - ректора Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов - масштабностью и темпами прогресса современной цивилизации, с одной стороны, и глубоким кризисом ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности, с другой стороны.

Говоря о российской школе, мы понимаем, что в настоящее время она переживает не только экономический, но, прежде всего, нравственно-духовный кризис. Сложившиеся образовательные практики, ориентированные на передачу максимального объёма знаний и недооценивающие духовно-нравственную основу человеческого становления и существования, ограничивают развитие человеческой индивидуальности и объективно приводят к кризису социально-культурной идентичности личности. Личность - субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется уровнем образованности и воспитанности человека, основанной на вере в нравственные ценности, а так же уровнем развития человека, предопределяющим его способности к непрерывному саморазвитию, самообразованию и реализации жизненных плановЛичность как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется уровнем образованности и воспитанности человека, основанной на вере в нравственные ценности, а так же уровнем развития человека, предопределяющим его способности к непрерывному саморазвитию, самообразованию и реализации жизненных планов.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года утверждается, что "школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности".

Сфера образования призвана помочь человеку познать себя, окружающий мир, счастье собственной всесторонней самореализации. Именно в самореализации заключается смысл человеческой жизни, фундамент человеческого счастья в мире, залог сохранения и прогрессивного развития этого мира и основа продолжения собственного Я в памяти потомков.

Если говорить о формировании новых жизненных установок личности, то необходимо признать определяющую роль школьного образования в этом процессе. Именно школа должна создать все необходимые условия для самоопределения личности, самопознания собственных способностей, желаний, интересов, реальных возможностей. Это наиболее полно, на наш взгляд, реализуется в системе гимназического образования, сутью которого является интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Формирование критического и самостоятельного творческого мышления учащихся на основе самостоятельной активной познавательной деятельности должно стать фундаментом воспитания и развития личности молодого человека. Для этого необходимо определённым образом организовать процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в образовательных учреждениях и направить его на всестороннее развитие личности.

В нашем Отечестве мы имеем свой собственный традиционный опыт в этой области - именно о нравственной, духовной ценности образования говорил ещё М.В.Ломоносов: "Гимназия является основой всех свободных искусств и наук. Из неё, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному мышлению и добрым нравам". Мысль М.В. Ломоносова о правильном мышлении и добрых нравах как основы российского образования, на наш взгляд, очень современна. Именно поэтому задача возрождения лучших традиций гимназического образования в сочетании с новыми современными требованиями является особенно актуальной в наши дни.

Какой должна быть модель российского образования, чтобы преодолеть сложившуюся ситуацию и возродить духовные и нравственные традиции русского национального образования? Как может влиять гимназическое образование на этот процесс? Какие факторы играют определяющую роль? Почему воспитательные задачи, связанные с формированием личности, выдвигаются сегодня на первый план?

Эти вопросы мы рассматриваем в своей работе "Влияние гимназического образования на процесс формирования личности. Опыт, традиции, перспективы". Объектом нашего исследования является гимназическое образование. Цель работы состоит в определении способов и условий влияния гимназического образования на процесс формирования личности для возрождения духовно-нравственных ценностей в современном обществе.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
   1. Рассмотреть некоторые вопросы философии образования, отражающие факторы, влияющие на функционирование и развитие системы образования в России;
   2. Проследить этапы развития гимназического образования в Санкт-Петербурге с начала XVIII века до революции 1917 года;
   3. Проанализировать опыт возрождения гимназического образования на примере гимназии №524, ученицами которой мы являемся.

Для проведения исследования мы использовали как научные издания по философии образования, так и учебный материал по Педагогика - имеет два значения: первое - это область научного знания, наука; второе - область практической деятельности, ремесло, искусство.Изучает воспитание и образованиепедагогике и истории образования.

Основными источниками к главе "Философия образования" стали научные публикации "Развитие отечественных гимназий в системе классического образования" М.А. Кондратьева и "История образования в России" З.Г. Сафоновой. При изучении трудов Б.С. Гершунского "Философия образования" и А.С. Запесоцкого "Образование: философия, культорология, политика", мы столкнулись с трудностями, связанными с научностью изложения материала и сложностью этих книг для нашего понимания. Одной из главных задач в работе с этой литературой мы считаем осмысление вопросов концепции гимназического образования с точки зрения современного молодого человека.

По воспоминаниям Д.С. Лихачёва, А. Бенуа, С.Т. Шацкого, писателя Н.Д. Туберовского мы знакомились с жизнью гимназистов XIX - нач. XX веков. К сожалению, такие интересные для нас материалы, как "Идеалы гимназисток" Н. Рыбникова (1913г.), "Воспоминания…о третьей петербургской гимназии" В.Я. Стоюнина (1923), "Краткое обозрение истории гимназий в России" Белявского А.В. (1905 год) и др. находятся в закрытых фондах Публичной Библиотеки.

В Приложении к приказу Министерства Образования России от 11.02.2002 №393 особое внимание справедливо уделяется вопросу о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. К сожалению, в этом документе не прозвучало очень важное, на наш взгляд, для образования и воспитания молодого человека, такое понятие как Мировоззрение - система обобщенных знаний, взглядов, убеждений, человека на мир относительно законов развития природы и общества; определяет направленность личности и способность совершенствовать свои знания и деятельность на благо Родинымировоззрение. Именно мировоззрение, а не "идеология" будущего гражданина своей страны, являясь системой обобщенных знаний, взглядов, убеждений, определяет направленность личности и способность совершенствовать свои знания и деятельность на благо Родины.

Замечательный Учёный, Гражданин, Человек - академик Д.С. Лихачёв, разделивший вместе со страной все перипетии XX века, в своих воспоминаниях подчёркивает важную роль мировоззрения в жизни человека: "…только правильная философия, правильное мировоззрение способны сохранить человека и телесно, и духовно" . Вспоминая о школьных годах, он пишет: "Иметь своё мировоззрение было очень важно для подростков, и думая над смыслом всего существующего, подростки редко приходили к выводу, что эгоизм им необходим. Когда человек задумывается над общими проблемами жизни, - он только в случаях полного духовного одиночества решается принять "злые" выводы. Зло возникает от бездумья. Залог совестливости не просто чувства, а мысль!". Нам кажется, что именно эта задача формирования мировоззрения, стоящая перед образованием, является приоритетной в процессе формирования личности школьника, гимназиста сегодня. Как изменялись цели Гимназическое образование - образование, сутью которого является интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Формирование критического и самостоятельного творческого мышления учащихся на основе самостоятельной активной познавательной деятельности должно стать фундаментом воспитания и развития личности молодого человекагимназического образования на протяжении нескольких столетий, какие факторы были определяющими в этом процессе, нам предстоит узнать в следующей главе.

вверх
прокрутка
прокрутка
прокрутка
прокрутка
прокрутка
прокрутка
прокрутка
прокрутка
прокрутка
вниз
Сайт управляется системой uCoz