Основной целью
гимназического образования
в России с момента его возникновения была подготовка учащихся к поступлению в университет для получения образования, позволяющего наиболее полно развить
личность каждого человека для служения Отечеству. На протяжении трёх веков менялись цели и содержание гимназического образования, но его сутью оставался приоритет общечеловеческих ценностей и стремление решать педагогические задачи с гуманистических позиций. Именно поэтому в наше время кризиса духовных ценностей возрождение гимназического образования приобретает особую актуальность.
Современная гимназия, согласно Закону Российской Федерации 1992 года, по своему статусу является образовательным учреждением, дающим углублённые знания. Гимназия - это академическая профильная школа, обеспечивающая универсально-профильное образование, то есть профилирование на базе широкой универсальной подготовки.
Гимназия должна готовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. В настоящее время требования, которые предъявляются ВУЗами Санкт-Петербурга, различны, поэтому на первый план, кроме высокого интеллектуального уровня выпускника, выходит уровень критического мышления, умение самостоятельно приобретать знания и творчески их использовать. Именно такими качествами должна обладать личность современного выпускника школы, лицея или гимназии. Каким образом происходит формирование личности в современной гимназии, какие факторы являются решающими в этом процессе, какие качества личности являются сегодня востребованными, к чему хотят и должны стремиться современные школьники, - на эти и другие вопросы мы попытаемся ответить, опираясь на собственный опыт и опыт гимназии, в которой мы учимся.
Наша школа открылась в 1964 году, а в 1991 получила статус гимназии.
В этом году гимназии № 524 исполняется 12 лет.
За это время она не раз подтверждала свой высокий статус. Об этом говорят не только победы в конкурсах "Школа года", "Учебное заведение XXI века", но и, что самое главное, благодарные отзывы учеников и выпускников, некоторые из которых вернулись в родную школу работать учителями.
Гимназия как любое учебное заведение - это педагогическая система, эффективность которой зависит от взаимосвязанности компонентов, составляющих эту систему:
- целей образовательно-воспитательной деятельности
содержания обучения
-
методов обучающей (воспитательной, развивающей) деятельности педагога
-
средств, используемых для достижения цели образования
-
организационных форм вовлечения учащихся в познавательную, воспитательную и развивающую деятельности как составных частей их активной жизнедеятельности в период обучения в гимназии.
Раскроем содержание каждого компонента.
Наша школа выбрала культурологическую методологию развития, ориентированную на культуроцентристкую концепцию современного образования, отвечающего содержанию гимназического образования (см Приложение 6). Культуроцентристкая школа - это школа, которая во всех направлениях своей деятельности стремится сблизить образование и культуру; это школа, которая, сохраняя высокий уровень и качество обучения, ориентирована на преодоление разрыва между интеллектуальным, духовно-нравственным и социальным развитием учащихся.
Как отмечено в концепции, цель деятельности гимназии состоит в создании оптимальных условий для удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном и социальном развитии учащихся.
Результатом учебной и внеучебной деятельности нашей гимназии должно стать формирование личности петербургского интеллигента. Понятию "интеллигенции" принято придавать моральный смысл, считая её носителем высокой нравственности и демократизма. Интересно отметить, что термин " интеллигент " впервые был введён русским писателем П.Д. Боборыкиным, а из русского уже перешёл в другие языки. На Западе синонимом "интеллигента" считается термин "интеллектуал", лишённый, на наш взгляд, духовной составляющей.
Содержание и методы педагогической деятельности учителей поддерживают высокий уровень знаний учащихся. Результаты анкетирования 9-классников показали большой спектр предметов, которые ученики называли самыми главными для себя. К ним относятся английский язык и математика, литература и история, физика и информатика.
Для нас же в рамках предпринятого исследования представляет интерес анализ событий внешкольной жизни, в которой мы сами принимаем активное участие. Нам кажется, что именно "внешкольная жизнь" в определяющей степени влияет на духовно-нравственное и мировоззренческое развитие личности. Чем живёт наша гимназия?
Для достижения поставленной цели - формирования личности петербургского интеллигента - используются различные средства и организационные формы вовлечения учащихся в познавательную, воспитательную и развивающую деятельности.
Одним из наиболее значимых событий в жизни гимназии является проведение научно-практической конференции. В этом году она проводилась в седьмой раз. Конференция нацелена, прежде всего, на интеллектуальное развитие учащихся, стимулирование творческих, исследовательских умений, самостоятельного критического мышления, навыков работы с источниками, овладение азами научной работы, ораторского искусства. Темы докладов ребята выбирают самостоятельно сообразно собственным интересам в какой-либо конкретной области. В этом году в конференции приняли участие 98 гимназистов, выступивших с докладами на 12 предметных секциях. К сожалению, на некоторых секциях присутствовало немного слушателей, но зато пришли те, кому это было действительно интересно. На подведение итогов работы конференции приглашаются гимназисты с 5 по 11 классы. Награждение победителей происходит в торжественной обстановке под аплодисменты одноклассников. Для многих ребят первые успешные опыты на конференции становятся важным этапом для последующей исследовательской деятельности, которая приводит к участию в одном из важнейших гимназических проектов - интегрированному экзамену.
Идея подготовки и защита выпускных интегрированных экзаменационных работ в рамках гимназии впервые была осуществлена в 1998-1999 учебном году. Интегрированный экзамен представляет собой межпредметную исследовательскую работу учащихся, где они могут продемонстрировать свои творческие, интеллектуальные и познавательные способности. В последние годы учащиеся гимназии успешно защищали свои исследовательские работы на районных и городских турах олимпиад по истории, информатике, литературе, другим учебным дисциплинам, приобретая тем самым необходимые умения и навыки исследовательской деятельности. Но в отличие от олимпиадных работ выпускная экзаменационная работа должна быть выполнена учащимися по двум и более предметным областям образовательной программы, реализуемой в гимназии. Публичная защита экзаменационных работ выпускниками гимназии рассматривается как одна из приоритетных форм итоговой аттестации. В 1998-1999 учебном году было подготовлено и успешно защищено 14 дипломных работ по истории и литературе, истории и информатике, истории и географии. В 1999-2000 году и в 2000-2001 было допущено к защите 6 интегрированных работ. В этом - всего 5. По нашему мнению, уменьшение числа интегрированных работ связано, с одной стороны, с высокими требованиями, предъявляемыми учащимся, а, с другой стороны, с появлением новых форм сдачи выпускных экзаменов.
Тем не менее, необходимо отметить расширение тематики самих работ, они охватывают всё больший спектр исследовательских проблем. Так, например, интегрируются предметы гуманитарного и естественно-научного циклов: литература и математика, литература и физика. В этом году впервые представлена работа по информатике и английскому.
Такой вид экзамена является престижным, и в то же время очень трудным. Он требует от учащихся глубокого проникновения в проблему исследования, приобщает к важнейшим вопросам современности. В процессе работы проявляются личностные качества гимназиста, его
мировоззрение, развивается критическое мышление, умение самостоятельно приобретать новые знания. Формирование этих качеств учащихся является целью гимназического образования.
Учебный процесс в 10-х и 11-х классах организован с учётом способностей и интересов каждого гимназиста. С этой целью в школе организованы классы с углублённым изучением тех или иных предметов: физико-математический, экономический, химико-биологический и гуманитарный. Такой дифференцированный подход способствует более эффективному обучению, так как учащиеся сами делают свой выбор, формируя свой образовательный маршрут. (Интересно отметить, что впервые идея специализации была предложена в России в 1860 году Н. Благовещенским для решения проблемы перегрузки учащихся учебной работой. К сожалению, тогда это не было реализовано).
Каждый специализированный класс на практике может применить полученные знания. Так, ученики экономического класса участвуют в проекте Учебная фирма. Несмотря на то, что все операции происходят виртуально, ребята могут попробовать себя в качестве служащих различных отделов фирмы. Получение практических навыков работы в офисе, умение получать и анализировать экономическую информацию, а так же самостоятельно принимать решения на основе полученных материалов - является целью деятельности Учебной фирмы. Работа в учебной фирме, работа в сотрудничестве отвечает целям гимназического образования - воспитания самостоятельно мыслящей личности, способной к самореализации и творчеству.
Ученики гуманитарного специализированного класса проходят практику в музее Ф.М. Достоевского. Они глубоко изучают творчество писателя, музейное дело, учатся проводить экскурсии. Приобщение к великим культурным ценностям способствует духовному и нравственному развитию личности учащихся, формирует их
мировоззрение.
Показателем успешности обучения в гимназии и самообразования учащихся в различных предметных областях являются результаты ежегодного интеллектуального школьного марафона для 5-10 классов. Вопросы, подготовленные учителями, проверяют не только знания, получаемые в школе, но и общий культурный уровень гимназистов. После подведения итогов интеллектуального марафона определяется рейтинг учащихся по предметам в параллели и классах, формируется интеллектуальная элита гимназии. Однако, проведённое нами анкетирование (см. Приложение 3) показало, что из всех мероприятий, проводимых в гимназии, интеллектуальный марафон, к сожалению, вызывает наиболее отрицательное отношение. Вероятнее всего, большинство просто не довольно своими результатами, показанными в различных предметных областях, а так же тем, что проводится в межтриместровый день, свободный от учёбы.
Тем не менее наши гимназисты очень активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, занимая высокие места на районных и городских турах. Есть среди олимпиад и необычные, например, эвристические олимпиады, организуемые центром дистанционного образования "Эйдос". Критериями оценок ученических работ на этой олимпиаде являются нестандартность мышления, самобытность, творчество, мировоззренческая глубина ответов и уровень графического воплощения идеи участниками. В прошлом году команда нашей гимназии стала победителем международной эвристической олимпиады и олимпиады по английскому языку. Участие в таких творческих олимпиадах вызывает у детей неизменный интерес. В этом году гимназисты так же принимали участие в 5 предметных дистанционных олимпиадах: по русскому языку и литературе, английскому языку, математике, информатике, дистанционной олимпиаде по географии и стали победителями. Наиболее интересные работы участников дистанционных олимпиад и научно-практической конференции в секции литературы были напечатаны в школьном периодическом журнале "Гимназист". В этом году вышел дайджест лучших работ литературно-художественного журнала "Гимназист".
В учебном плане гимназии достаточно дисциплин, имеющих чисто теоретический характер и немного предметов, на которых можно получить практические навыки, в том числе в использовании информационных коммуникационных технологий. В нашей гимназии в прошлом году было создано Школьное Издательство, которое занималось компьютерной вёрсткой и выпуском журналов. В этом году были созданы школьные Средства Массовой Информации, организованы теле- и радиостудии. Работа в СМИ предоставляет учащимся широкое поле для проявления творческих способностей и реализации их интересов, формирования мировоззренческой позиции. Созданный учениками 10-го класса мультимедийный ролик о гимназии вызвал среди школьников огромный интерес.
Отвечая на вопрос нашей анкеты (см. Приложение 3), какие школьные события вызывают самый большой интерес, ребята называли КВН между 10 и 11 классами. Этот конкурс является одним из самых ярких событий в творческой жизни старшеклассников. Ребята готовятся к нему в течение нескольких месяцев, а после игры не сразу приходят в себя от переживаний и долгое время находятся в состоянии "классовой" борьбы. Тема КВНа этого года была посвящена 300летию Санкт-Петербурга. Традиционным является выступление учителей, которое очень тепло встречается зрителями и непосредственными участниками. Такие традиции способствуют созданию в школе дружеской творческой атмосферы.
Среди других школьных праздников следует отметить праздник Первого сентября, Праздник приёма в Гимназисты. Результаты интеллектуальной и творческой деятельности учащихся в течение учебного года представляет праздник "Созвездие", на котором чествуют и награждают победителей районных и городских олимпиад. Традиционно этот праздник заканчивается исполнением гимна гимназии.
Творческие таланты наших гимназистов проявляются в театральной студии и в студии бальных танцев. Участники этих коллективов не раз становились призёрами и победителями в различных конкурсах.
Интересным начинанием явилось в нашей гимназии организация научного общества. Индивидуальная, личностно-ориентированная работа преподавателей с учениками обеспечивает высокие результаты на городских конкурсах "Научные чтения на Алтайской", "Учёные XXI века", "Интеллектуальное возрождение".
В течение нескольких последних лет у нас проходит школьный футбольный чемпионат, где школьникам предоставляется возможность встретиться с командой учителей и выпускниками прошлых лет на футбольном поле. Такие мероприятия способствуют возникновению дружеских и доверительных отношений между учениками и учителями. Приветливая атмосфера, друзья - вот что мы особенно ценим в нашей гимназии.
На вопрос нашей анкеты "Чем, по вашему мнению, отличается гимназист от ученика обычной школы", одинаковое количество учащихся наряду с разносторонними знаниями отметили внешний вид гимназиста: форму и эмблему. Мы считаем, что форма не только способствует созданию интеллигентного внешнего вида учащегося, но и дисциплинирует его. К сожалению, это нередко вызывает негативное отношение среди учащихся, которые воспринимают это как ограничение свободы.
Такая разнообразная школьная и внешкольная жизнь нацелена на всестороннее развитие личности, которое включает:
-
систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности, способствующих приобщению учащихся к общечеловеческим и культурным ценностям;
-
систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование гимназического уровня общеобразовательной подготовки учащихся;
-
систему интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе разных видов деятельности;
-
основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к решению новых проблем.
Таким образом, создаются благоприятные условия для достижения главной цели гимназического образования. Вместе с тем, необходимо сказать о проблемах, возникающих в нашей гимназии: по результатам анкетирования (см. Приложение3) 20% опрошенных выразили мнение, что гимназист отличается от ученика обычной школы воспитанностью. То, что дети выделяют это качество, показательно, но, к сожалению, в гимназии встречаются случаи невоспитанности, грубости, варварского отношения к школьному имуществу, недоброжелательного отношения между учащимися. В чём причина этого явления?
Мы считаем, что гимназия - лишь одно звено в системе воспитания молодого человека, основы которого закладываются в семье. Гимназия же продолжает и развивает их. Формирование
личности петербургского интеллигента является результатом взаимосвязанных действий семьи и школы.
Мы уже говорили о том, что возрождение гимназического образования в конце XX века должно быть основано на традициях классических гимназий с учётом современных требований. Какие же из старых традиций, по нашему мнению, являются актуальными и в наше время? Например, М.В Ломоносов утверждал, что к занятиям научной деятельностью необходимо готовить с детства. В нашей гимназии учащиеся могут принимать участие в научно-практических конференциях, сдавать интегрированный экзамен, заниматься в научном обществе.
В классических гимназиях ежемесячно, а в старших классах 2 раза в год проводились публичные экзерциции, на которых "гимназист представлял речь своего сочинения на русском и латинском языках прозой и стихами " . Мы предлагаем в нашей гимназии также устраивать литературные и музыкальные вечера, на которых все желающие смогут прочитать свои стихи или исполнить любимые музыкальные произведения. Возможно, вначале это вызовет несерьёзное отношение, но постепенно должно заинтересовать, так как в нашей гимназии учатся талантливые дети.
М.В. Ломоносов уделял большое внимание природным особенностям учащихся, поэтому считал, что при поступлении в гимназию следует выявлять детей способных и талантливых. Наша гимназия является образовательным учреждением повышенного уровня, поэтому мы считаем, что при поступлении в нашу гимназию также необходим отбор учащихся.
На вопрос анкеты "В чём, по вашему мнению, заключается роль школы?" большинство десятиклассников отметило школу как место, где они получают знания и общаются с друзьями. Среди других ответов были: воспитание характера, силы воли, подготовка к реальной жизни, подготовка к поступлению в ВУЗы, нахождение своего жизненного пути, формирование личности, жизненных принципов, умение находиться в коллективе. Один респондент определил роль школы так: школа - мой дом родной. Наверное, это самые важные слова для всех, кто посвящает свою жизнь воспитанию молодого поколения.